Праздник дроблёного риса -
Панихати Чида-дахи-Утсава

 


Праздник дроблёного (расплющенного) риса, который Шрила Рагхунатх Дас Госвами устроил для Господа Нитьянанды.

Панихати - это деревня, расположенная в штате Западной Бенгалии, на берегу реки Ганг, в 10 км к северу от Калькутты. В прежние времена был одним из ведущих торговых центров, когда по речному пути из Джессора в Восточной Бенгалии привезли особый сорт риса Peneti. В шестнадцатом веке, после распространения санкиртаны Чайтанья Махапрабху, Панихати стал крупным центром Гаудиа-Вайшнавов.

 

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» описана лила, как Шрила Рагхунатх Дас Госвами получил милость Господа Нитьянанды.

Нитьянанда Прабху, прибыл в селение Панихати в окружении сотни преданных, чтобы вместе воспевать славу Господу. В течение трёх месяцев «с бубном, танцами и мелодичным звоном цимбал» распространял миссию преданной любви Шри Чайтанья и увлекал за Собой последователей из близлежащих деревень.

Слухи об успехе проповеди Нитьянанды Прабху в Панихати донеслись до Рагхунатха Даса. Он хотел получить милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Понимая, что милость, в первую очередь, обретается удовлетворением Его вечного спутника, Рагхунатх Дас хотел встретиться с Нитьянандой Прабху и служить Его лотосным стопам. Он даже пытался сбежать из дома, но после запретов Говардхан сжалился над сыном и позволил ему увидеть великого Нитьянанду. И юноша тотчас отправился в Панихати.

Прибыв туда, он увидел Нитьянанду Прабху сидящим на большом камне под величественным деревом баньян на берегу Ганга. От Господа Нитьянанды исходило сияние, подобное сиянию сотен и тысяч восходящих солнц. И, подобно солнечным лучам, Его окружало огромное количество преданных. Видя божественное великолепие Господа Нитьянанды, Рагхунатх Дас сразу же переполнился духовными переживаниями. Из-за своего величайшего смирения он предложил свои поклоны с почтительного расстояния. Опустившись рядом с этими великими душами, скромный Рагхунатх Дас растерялся от смущения, чувствуя свою вину за образ жизни обычного материалиста. Нитйананда Прабху, понимая умонастроение Рагхунатха, решил подшутить над ним. Подойдя ближе, будущий Госвами услышал от Нитьянанды такие слова: "Эй, воришка! Наконец-то ты пришел! Иди же, иди же сюда! Сейчас я тебя накажу! "

Рагхунатх Дас без большого желания приблизился к Нему. Тогда Нитьянанда Прабху схватил Рагхунатха и с силой притянул к Своим стопам, таким образом силой дав ему милость. Преданные засмеялись, увидев, как наказание Нитьянанды Прабху обернулось Его шутливым благословением.




Однако, кроме "наказания", Рагхунатх Дас получил от Нитьянанды Прабху следующий наказ: "Организуй большой праздник и накорми всех преданных йогуртом и рисом". Эти слова доставили Рагхунатху Дасу большое удовольствие. Имея возможность использовать своё богатство в служении Господу, он немедленно отправил слуг закупить всё необходимое для пира.

Шри Рагхунатху Дасу приносили всё больше и больше продуктов из соседних деревень, и он также купил несколько сотен больших круглых глиняных горшков. Один брахман в больших чанах начал готовить рис для удовлетворения Господа Нитьянанды. Половина риса была смешана с горячим молоком, и затем туда были добавлены йогурт, сахар и бананы. Другая половина была смешана со сгущенным молоком и туда были добавлены бананы особого сорта, называемые чанпа-кала. И затем туда также добавили сахар, гхи и камфору.

Вскоре вся площадь была заполнена изобилием дробленого риса, йогурта, молока, сладостей, сахара, бананов и разнообразных острых блюд. Священнослужители, миряне и паломники приходили за несколько миль, чтобы принять участие в празднике. Видя, как возрастает число гостей, Рагхунатх Дас распорядился доставить дополнительное количество продуктов из соседних деревень. Он приобрел также около четырехсот больших круглых глиняных горшков для замачивания риса. Действуя сообща, преданные приготовили праздничный пир, воспевая имя Господа в великом экстазе.

Наряду с многочисленными гостями в празднике участвовал Сам Нитьянанда Прабху и другие близкие спутники Шри Чайтаньи. Каждый из них, согласно заведенному порядку, сидел на специальном возвышении, а другие преданные располагались вокруг. Всем присутствующим были розданы по два глиняных горшка. Один - с дробленым рисом и сгущенным молоком, другой - с рисом и йогуртом.

Когда на возвышенности не оставалось более места, многие брахманы со своими двумя горшками риса отправились на берег Ганги. Другие же, кому не удалось найти места даже на берегу, вошли в чистые воды Ганги и начали есть свой рис там. Затем пришел Рагхава Пандит, который, увидев эту сцену, сразу же от необыкновенного восторга и удивления разразился очень громким, радостным смехом. Господь Нитьянанда немедленно усадил Рагхава Пандита, поставив перед ним два горшка с рисом, а затем сказал: «Я принадлежу к обществу мальчиков-пастушков, и поэтому обычно со Мной ходит очень много таких людей. Я испытываю огромное удовольствие, когда мы можем есть вместе на подобном пикнике, усевшись на песчаном речном берегу».

Когда рис был поставлен перед каждым из присутствующих людей, Господь Нитьянанда в медитации вызвал сюда Шри Чайтанью Махапрабху. Когда Махапрабху явился, они вместе с Нитьянандой Прабху начали прогуливаться между группами вкушающих рис людей, глядя на то, как каждый человек наслаждался этим рисом с йогуртом и со сгущенным молоком. Господь Нитьянанда брал по одному маленькому кусочку из каждого горшка и в качестве шутки клал его в рот Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху, так же улыбаясь, брал в свою очередь кусочек пищи и отправлял его в рот Господа Нитьянанды, радостно смеясь при виде того, как Господь Нитьянанда поедал эту пищу. Все вайшнавы могли видеть то, что делал Господь Нитьянанда, но поскольку они не видели Махапрабху, они не могли понять смысла его поступков. И только немногие, особо удачливые преданные, были в состоянии созерцать божественную форму Махапрабху. Рагхунатх Дас наслаждался созерцанием этого обмена.




Затем два Господа сели на место и начали вкушать предложенный Им рис. Глядя на то, как Господь Чайтанья рядом с Ним принимает предложенную Ему пищу, Господь Нитьянанда Прабху испытал огромное счастье и начал проявлять различные признаки экстатической любви. В Шри «Чайтанья Бхагавате» Шрила Вриндаван Дас Тхакур говорит, что он не в состоянии описать безграничную экстатическую любовь Господа Нитьянанды. Он постоянно произносил только одно имя: «Шри Кришна Чайтанья», и никакое другое имя не исходило от его уст даже во сне. Господь Нитьянанда полностью предан Господу Чайтанье в Своей любви.

Господь Нитьянанда обратился ко всем собравшимся преданным: «Ешьте, воспевая святое имя Господа Хари». И в ту же самую минуту повсюду зазвучало святое имя Господа Хари, наполняя собой всю вселенную. Когда все вайшнавы воспевали имена Господа и принимали прасадам, они думали о том, как Кришна и Баларама вкушали пищу со своими друзьями на берегу Ямуны.

«Подобно тому, как сердцевина цветка лотоса окружена своими листьями и лепестками, Кришна сидел в центре, окруженный группами своих друзей, и все они выглядели необыкновенно красиво. Каждый из его друзей стремился смотреть только на Кришну, думая, что Кришна тоже смотрит только на него. И так они в лесу наслаждались своим пикником». (Бхаг. 10.13.8).

Сокровенные преданные Господа, являвшиеся мальчиками-пастушками, на самом деле чувствовали, что берег Ганги теперь стал берегом Ямуны. Шри Рагхунатх Дас видел это, и он ощутил, как его сердце переполнилось сладостной и необыкновенно чарующей милостью Шри Шри Нитай Чайтаньядева.




Люди стали привозить всё большее и большее количество пищи. Шри Рагхунатх Дас покупал её всю и затем предлагал Господу Нитьянанде и Его преданным. Другие предлагали в это время Господу гирлянды, сандаловую пасту и орех бетеля. Господь Нитьянанда своими собственными руками раздавал оставшиеся подношения. Рагхунатх Дас, ощущая необыкновенное счастье, раздал остатки пищи своим спутникам, и затем принял немного сам.

После пира он одаривал гостей золотом и драгоценными камнями, но преданные были равнодушны ко всему, кроме чувства любви к Рагхунатху Дасу и Нитьянанде Прабху.

Немного отдохнув, Господь Нитьянанда отправился к дому и храму Рагхава Пандита и начал там киртан. Он вдохновил всех преданных на танец, и затем начал танцевать сам. Шрила Кришнадаса Кавирадж Госвами говорит, что весь мир тогда был погружен в экстатическую любовь. Танец Нитьянанды Прабху невозможно сравнить ни с чем в этих трех мирах. Никто не может описать сладость этого танца.




Только Господь Нитьянанда мог видеть, что Сам Господь Гаурачандра пришел посмотреть на Его танец. Господь Нитьянанда танцевал с таким всепоглощающим воодушевлением, что земля сотрясалась под его ногами, и громогласные крики исходили из его лотосных уст. Его движения были подобны вспышкам молнии, и, в то же самое время, они были очень плавны, нежны и исполнены необыкновенного очарования. На кого бы Он ни обращал Свой милостивый взгляд, эта личность немедленно переполнялась экстатической любовью к Богу.

Принято считать, что Шримати Радхарани лично готовит пищу в доме Рагхава Пандита. Она получила от Дурвасы Муни благословение, согласно которому все, что бы она ни приготовила, будет слаще нектара. Такова отличительная особенность приготовляемой ею пищи. После киртана Господь и все преданные с огромным удовольствием вкусили великолепный прасад. Все присутствовавшие преданные просили Рагхунатха Даса присоединиться к ним, но Рагхава Пандит сказал: «Он примет прасад чуть позже».

На следующее утро Нитьянанда Прабху сидел со Своими спутниками под тем же самым деревом на берегу Ганги. Рагхунатх Дас приблизился к Нему для того, чтобы выразить почтение Его лотосным стопам. Через Рагхава Пандита он обратился к Господу Нитьянанде со следующей смиренной просьбой:

«Я - нижайший из людей, самый грешный, падший и обреченный. И все же я искренне желаю обрести прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху».

Далее Рагхунатх Дас уподобил себя ребёнку, стремящемуся дотянуться до луны. Каждый раз, как он пытался убегать из дома, чтобы обрести прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, его ловили и возвращали домой. Показывая нам истинный пример, Рагхунатх Дас молится Господу Нитьянанде об обретении прибежища у Махапрабху.

"Без Твоего благословения, - продолжал Рагхунатх Дас, - никому не достичь обители Шри Чайтанйи Махапрабху, но Твоей милостью даже нижайший из людей обретет приют у Его лотосных стоп. Сознавая свою никчемность и трепеща от страха, я все же взываю к тебе с мольбой - будь сострадателен ко мне и одари меня приютом у лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху".

Завершая монолог, Рагхунатх Дас воскликнул:

"Опусти Свои стопы на мою голову и дай благословение, чтоб я мог без помех достичь обители Шри Чайтанйи Махапрабху. Я всей душой молю Тебя об этом".

Господь Нитьянанда был очень удовлетворен смирением и искренними молитвами Рагхунатха. Он сказал преданным, что хотя Рагхунатх и обладает такими колоссальными материальными возможностями, он абсолютно не придает им никакого значения. Господь попросил Рагхунатха подойти к Нему поближе, и затем поместил Свои божественные стопы на его голову.

С необыкновенной любовью Он сказал: «Мой дорогой Рагхунатх Дас. Когда ты организовал этот праздник на берегу Ганги, Шри Чайтанья Махапрабху явился туда только для того, чтобы пролить на тебя Свою милость. По Своей милости Он вкусил этот рис с молоком. Затем, посмотрев, как танцевали преданные этой ночью, Он вкусил Свой ужин. Господь Гаурахари лично явился сюда для того, чтобы помочь тебе. Теперь будь уверен в том, что все препятствия к твоему освобождению полностью устранены».

Господь сказал ему, что очень скоро он обретет прибежище у Махапрабху и станет одним из наиболее доверенных Его слуг, совершая свое служение под руководством Шри Сварупы Дамодара. Господь Нитьянанда попросил всех преданных благословить Рагхунатха, и Рагхунатх Дас предложил свои поклоны их лотосным стопам. После этого, с величайшей преданностью и смирением, Шри Рагхунатх Дас со следующими словами вручил Рагхава Пандиту золотые монеты: «Я даю деньги для того, чтобы послужить лотосным стопам всех великих преданных, слуг и слуг слуг Господа Нитьянанды». Он также, под большим секретом, оставил сто золотых монет и около семи толл золота для Господа Нитьянанды.

Рагхунатх Дас отправился домой с сердцем, переполняемым преданностью. Осуществленное желание является сладостью для души. Его ум был счастлив и удовлетворен, поскольку он знал, что ему удалось обрести милостивое благословение Нитьянанды Прабху и что вскоре он обретет сокровище своего сердца под сенью лотосных стоп своего Господа Гаурахари в Шридхам Пури.

*   *   *


Иногда даже легкое соприкосновение со смирением истинного вайшнава может взбудоражить нам сердце.

Все вайшнавы выражают своё почтение и прославляют Шрилу Рагхунатха Даса Госвами, чьи необыкновенно возвышенные качества из-за их многочисленности здесь невозможно даже перечислить.


Сегодня мы вспоминаем об этом славном Чида-дахи-Утсава. На сегодняшний день в Панихати все ещё сохранилось дерево, под которым сидел Господь Нитьянанда, на берегу Ганги. Этот праздник с великой радостью отмечается преданными Шри Шри Доял Нитая и Гаурахари. Отмечая этот праздник, мы вспоминаем о том, как в высшей степени великодушно Господь Нитьянанда даровал Свою божественную милость Шриле Рагхунатху Дасу Госвами.

Также это событие вошло в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает "праздник наказания". Ежегодно в этот день в честь "праздника дробленого риса" Чида – дахи - утсава паломники отовсюду стекаются в Панихати. Это происходит в месяце Джайишта (мае-июне) на тринадцатый день прибывающей луны.

 


 

Если с верой слушать об играх Кришны - Чайтаньи, то это равноценно тому, что самим участвовать в них. Потому желаем вам с верой слушать «Чайтанья-чаритамриту» Антья-лилу 2.3-6, и вкушать рис с йогуртом и сгушёным молоком 

и воспевать

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе /
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!

 

 

 

 

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Праздник дроблёного риса. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator