Отношения гуру и ученика

 

Отношения гуру и ученика

На вопросы отвечает Е.С.Джаяпатака Свами - ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады, член Руководящего совета Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), инициирующий гуру.

 

- Что значит «полностью удовлетворить духовного учителя»? 

- Это зависит от духовного учителя. Кого-то легко удовлетворить, а для кого-то нужно постараться. Когда вы выполнили все наставления духовного учителя, он может одарить вас благословением. Или вы исполняете свое служение настолько примерным образом, что оно привлекает его внимание, тогда он может одарить вас благословениями.
 
- В комментарии к стиху тад-виддхи-пранипатена Шрила Прабхупада говорит, что секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы удовлетворить духовного учителя. Как это сделать?
 
- Как правило, это можно сделать, выполняя наставления своего духовного учителя. Можно помогать ему распространять сознание Кришны. Мы часто спрашивали Прабхупаду, как можно доставить ему удовольствие, и он говорил, что это очень просто: нужно самому быть в сознании Кришны и помогать быть в сознании Кришны другим.
 
- Вы говорили, что по милости духовного учителя путь к Богу становится очень легким. А если мы чувствуем, что этот путь очень труден для нас, означает ли это, что мы не можем полностью предаться наставлениям духовного учителя? 

- Иногда мы можем не спрашивать духовного учителя, как избавиться от проблем, которые стоят на нашем пути. Или мы должным образом не следуем наставлениям духовного учителя. К нам могут приходить разные испытания, но если мы следуем наставлениям духовного учителя, мы сможем с легкостью преодолеть их. Как, например, Бхарата Махарадж - он сбился с пути, и это привело его к рождению в теле оленя. Он не спросил разрешения у своего духовного учителя, должен ли он гладить этого олененка и привязываться к нему. Если в нашей жизни нам приходится принимать какие-то серьезные, кардинальные решения, мы обязательно должны посоветоваться с духовным учителем.

- Как можно полностью посвятить себя духовному учителю и в то же время не быть на уровне «я и гуру»? 

- Всё служение, которое мы выполняем, мы предлагаем через посредство своего духовного учителя, дикша-гуру. Но в то же время мы можем получать поддержку от нашего шикша-гуру или других вайшнавов о выполнении наставлений духовного учителя. Так выполнение наставлений духовного учителя не помешает нашим отношениям с другими преданными. Как в семье - у нас есть отец, но также есть дядя, братья, двоюродные братья. Поэтому если у нас есть шикша-гуру, мы думаем, что наш духовный учитель помогает нам через этого преданного. Ядунандана Ачарья получил посвящение от Адвайты Ачарьи, но при этом говорится, что он получил особую милость от Васудевы Датты. И благодаря этому благословению он стал очень могущественным духовным учителем.

Мы можем обрести общую милость дикша-гуру и других преданных. Обретение возможности общения с вайшнавами очень сильно воодушевляет и очищает. Итак, мы получаем помощь на разных уровнях и только каништха-адхикари, неофит, видит только себя и своего гуру, или вообще только Бога. А мадхьяма-адхикари видит и Господа, и гуру, и преданных, и невинных, и демонов. Это уже более зрелое видение и это совсем не означает, что он не следует приказу своего духовного учителя.
 
Мадхьяма-адхикари получает помощь и поддержку других преданных, чтобы выполнять наставления своего духовного учителя. Единственная цель шикша-гуру - это помочь ученику следовать наставлениям дикша-гуру. И если ученик собирается вернуться домой обратно к Богу, он сможет сделать это только следуя наставлениям дикша-гуру. И помимо прочего, ученик может принимать шикша-гуру только с благословения своего дикша-гуру. Мы принимаем наставления дикша-гуру как самые важные в своей жизни, но это не значит, что мы не должны получать помощь от других. Во времена Господа Чайтаньи это было общее настроение - все помогали друг другу.
 
В Майапуре раз в неделю собираются ученики какого-нибудь гуру и обсуждают его игры, вспоминают о нем. Но раз в месяц собираются ученики разных гуру и рассказывают о славе всех духовных учителей. Таким образом, вся община собирается вместе, и они чувствуют себя как одна большая семья.

- Если инициированный ученик перестает следовать обетам, начинает нарушать принципы, его духовный учитель все равно несет такую же ответственность за его духовную жизнь? 

- Да, он все равно несет ответственность. Именно поэтому духовный учитель получает плохую карму из-за грехов своих учеников. Еще большую карму он получает, если греховные поступки совершают ученики, которые получили вторую инициацию. Если кто-то оступается на этом пути и совершает какой-то греховный поступок, его связь с духовным учителем сохраняется, но в том случае, если он сознательно отвергает своего духовного учителя и, допустим, получает посвящение у другого духовного учителя, тогда эта связь прерывается. Именно поэтому у нас сейчас проводится программа, чтобы вернуть тех преданных, которые ушли из ИСККОН.

- А если вспоминать в момент смерти о духовном учителе, который еще находится в этом мире, мы вернемся к Кришне? 

- Гуру – представитель Кришны и помня о нем, мы помним Кришну. И если гуру – чистый преданный, вы тоже вернетесь к Кришне.

- А если гуру – не чистый преданный?

- Есть много гуру, не обязательно в ИСККОН и не обязательно чистых преданных. Но я думаю, что в ИСККОН Прабхупада и все его ученики – чистые преданные.

- А если мы в момент смерти помним о гуру, умираем, а потом гуру уходит из ИСККОН?

- Кришна говорит, что Его преданный никогда не пропадет, и если мы следуем за духовным учителем и верим в то, что он чистый преданный, и если в тот момент, когда мы о нем думали и умерли, он действительно представлял парампару, то Кришна позаботится о нас. Иногда бывает так, что гуру перестает быть гуру и оставляет служение своему духовному учителю. Тогда то, что мы вспоминаем о нем, не значит, что мы думаем о гуру. Если мы узнаем, что гуру отошел от парампары и перестал следовать этому принципу, узнав об этом, мы должны перестать следовать такому гуру.
 
Главный смысл гуру в том, что он – посол духовного мира, представитель Кришны, поэтому мы следуем за ним. В восьмой песни Бхагаватам рассказывается, что Бали Махарадж отверг своего гуру, когда тот сказал ему не предаваться Кришне. Пока гуру давал ему хорошие советы, он следовал им, но когда тот стал говорить что-то не то, он перестал следовать. И он получил милость Кришны.
 
- Должны ли мы рассказывать духовному учителю о своих проблемах? 

- Гуру – не параматма, он не может знать, что делает каждый его ученик в любой части мира. Ученик может подойти к гуру и сказать: «Гурудев, у меня большие проблемы». «А почему ты ко мне не подошел раньше?» И ученик может сказать: «Я не хотел Вас беспокоить, потому что Вы заняты». Это все равно что сказать врачу… Если врач спросит: «Почему вы не сказали мне, что больны, я бы дал вам лекарство» - «Нет, я не хотел вас беспокоить». Но для чего нужен доктор? Чтобы помогать пациентам. Так же задача гуру – заботиться об учениках, когда у них духовные трудности – пока всё это не дошло до критического состояния, надо получить помощь. Если мы не можем получить помощь от других преданных, мы должны получить её от гуру.
 
- Каковы отличительные признаки человека, принявшего прибежище у гуру? 

- Один признак - это то, что он получил посвящение у гуру. В этом случае вы должны понимать, что этот человек принял формальное прибежище. Но даже если и до получения инициации преданный следует наставлениям духовного учителя, он также обретает прибежище гуру. Когда человек предается, он достигает уровня, называемого гуру-ашрая, прибежище у гуру. Мы принимаем прибежище, служа гуру и, в особенности, следуя его наставлениям.

Я помню, как однажды Шрила Прабхупада спросил одного ученика о том, почему тот не счастлив. Он сказал: "Ты должен быть счастливым, поскольку твой истинный гуру находится рядом с тобой. Если у тебя есть какие-либо проблемы, гуру может решить их, и ты всегда можешь быть счастлив". Это было очень удивительное наставление, однако ученик не был счастлив, поскольку он потерял все рукописи одной философской книги Прабхупады. Это серьезный повод для того, чтобы быть несчастным.

- С каким вопросами и по какому поводу ученик может обращаться к гуру? 

- Мы должны задавать духовные вопросы, то есть те вопросы, ответы на которые дадут нам духовное знание и решат проблемы в нашей духовной жизни. Иногда наши дети подхватывают какую-то временную болезнь, иногда возникают проблемы в бизнесе. Иногда люди обращаются за благословлениями успешно сдать экзамены. Просьбы о подобных благословениях не относятся к духовным вопросам. Это вопросы низшего порядка. Конечно же, мы можем молить Кришну о любых подобных благословениях, ведь Он - Верховная Личность Бога. Но если мы собираемся обратиться с вопросом к гуру, то лучше всего, если мы будем спрашивать не о нашей временной жизни, а о духовной жизни. Тогда мы сможем получить руководство.

Как мы должны молиться Кришне? Мы должны задавать вопрос о том, как мы можем продвигаться в нашей духовной жизни. Материальные проблемы приходят, и всегда будут приходить. Как только одна из них решится, придет другая. Мы должны научиться тому, как решать эти проблемы и какое сознание мы должны иметь, чтобы каждый раз нам не приходилось идти к гуру с вопросом о своем тонзиллите, о той или этой проблеме. Мы должны попытаться научиться тому, как прежде всего думать о Кришне.




- Если наша любовь к Шриле Прабхупаде сильнее любви к духовному учителю, нормально ли это?

- Если мы знаем, что милость Шрилы Прабхупады приходит через гуру, почему бы не любить своего гуру? Ведь по милости своего гуру вы можете получить Прабхупаду, Господа Чайтанью, Кришну. Если преданный не видит, как гуру и другие вайшнавы помогают ему стать сознающим Кришну и развивать любовь к гуру и вайшнавам, это уже какая-то проблема, может быть что-то не то в садхане. Прабхупада установил ежедневную гуру-пуджу, потому что знал, что в материальном мире нам нужны определенные ритуалы, чтобы выражать преданность гуру и Кришне и молить их о прощении. И Прабхупада показывал это на собственном примере и говорил: «Вы должны делать это так же, как я».

В ИСККОН есть определенные церемонии, чтобы ученики могли поклоняться своим духовным учителям, но в некоторых местах этому не очень следуют или авторитеты просто не настаивают на этом. И когда у учеников появляется возможность склониться перед гуру, предложив цветок, или попросить у него прощения, - у учеников всех духовных учителей должна быть такая возможность. И если где-то это происходит не очень регулярно, через некоторое время мы начинаем слышать, что некоторые ученики не особенно ценят своего гуру.

То, что мы находимся в сознании Кришны и имеем возможность служить Прабхупаде и предыдущим ачарьям – всё это происходит по милости гуру, и иногда у нас должна быть возможность предложить духовному учителю цветок и поклоны. Это всё происходит из-за нашей забывчивости. Кроме того, мы должны каждый день молиться духовному учителю. Если мы на самом деле предлагаем что-то Прабхупаде или Кришне, мы должны делать это через нашего гуру. Таковы правила – мы не можем ничего предложить непосредственно.

Прабхупаде не могут непосредственно поклоняться те, кто не является его учениками. Был один преданный, его парам-гуру был известным спутником Господа Чайтаньи, тогда как его непосредственный духовный учитель был не так известен. Этот преданный был большим пандитом, и когда люди спрашивали его: «Кто твой гуру?», он отвечал им. Люди переспрашивали: «Мы никогда о таком не слышали, чей он ученик?» «Вот такого-то». И в конце концов ему стало неудобно, что никто не знает его гуру и он начал говорить о своем парам-гуру как о своем непосредственном духовном учителе. И он думал, что милость Господа исходит прямо от духовного учителя его духовного учителя.

И когда Вирачандра, сын Господа Нитьянанды, узнал об этом, он позвал Шриниваса и сказал: «Ты должен выгнать этого человека, я не хочу его больше видеть, он не принадлежит к нашей парампаре! Он не понимает, что вся милость Господа нисходит через его гуру!» Он дал указание всем вайшнавам избегать этого преданного.

Кто-то говорил ученикам Шрилы Прабхупады: «Вы должны получить связь с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, а не со Шрилой Прабхупадой». В этом заключается опасность контакта с Гаудия Матх, потому что они не ценят Шрилу Прабхупаду. Мы должны понимать, через кого нисходит милость Кришны, и предлагать через него свое служение – тогда мы будем получать милость и Шрилы Прабхупады и шести Госвами, и всей ученической преемственности. Но если мы будем пытаться прыгать через голову своего гуру, мы окажемся отрезанными от парампары и окажемся в очень опасном положении.
 
- Иногда преданные жалуются, что гуру не уделяет им достаточно внимания. Что делать? 

- У меня был случай с одной ученицей из Австралии. Она решила, что я её отверг. Она пришла на гуру-пуджу, где я всем раздавал куски торта и печенье и, по какой-то причине я ей не дал. Она решила: «Ну всё, гуру не дал мне печенья. Значит, он меня уже не любит и не признает». Она подходила ко мне, но я не сказал ей: «Привет» и т.д. Она подумала: «Ну всё, гуру точно меня не любит, я очень сентиментальная». Произошло несколько вещей такого типа - она написала, но так как я дал ей не совсем правильный адрес, письмо не дошло, и она не получила ответа. Она стала говорить всем, что её гуру перестал ее любить, и тут же нашлись «доброжелатели», которые посоветовали ей пойти в Гаудия-матх, потому что гуру в ИСККОН её отверг.

К счастью, я вовремя узнал об этом и позвонил этой ученице. Я сказал ей: «Я не перестал тебя любить. Я ненамеренно не дал тебе печенья, если хочешь, могу хоть целый торт прислать». Она расплакалась и решила никуда не уходить. Иногда происходит какой-то незначительный случай, а преданный раздувает из этого огромную проблему.

Гуру ИСККОН на самом деле прилагают огромные усилия, чтобы распространять это Движение. Некоторые из них очень тяжело трудятся, поэтому иногда у них просто нет времени, чтобы лично опекать и заботиться о каждом так, как хотелось бы. Поэтому мы должны стараться поддерживать друг друга, представляя дикша-гуру, вдохновлять друг друга.
 
- Какой тип гуру олицетворяют Радха-Гопинатха? 

- В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что дикша-гуру представляет Мадана-мохана - это самбандха - тот, кто устанавливает наши взаимоотношения с парампарой. В ИСККОН, как правило, дикша-гуру является и шикша-гуру, потому что он дает не только инициацию, но и наставления. Он устанавливает связь с парампарой, поэтому вы можете иметь только одного дикша-гуру. Но можно иметь более чем одного шикша-гуру.

Шикша-гуру представляет Радха-Говинду, это- абхидея-таттва. Самбандха означает установление взаимоотношений, а абхидея - это практика преданного служения. Наставления шикша-гуру помогают нам продолжать преданное служение. Но я никогда не слышал сравнения гуру с Радха-Гопинатхой, Они представляют совершенство, то, чего от нас хотят все гуру. 

 

Статья составлена на основе лекций Гуру-Махараджа.

 

Вернуться в раздел «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА УЧЕНИКА»

Читать еще статьи по теме :

Сейчас 68 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Отношения гуру и ученика. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator