Как стать хорошим учеником?

 

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джнананас таттва-даршинах

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину. / "Бхагавад-гита", 4.34


Кто такой ученик? - Это человек, который обучается у учителя с должным состоянием сознания.

Для того, чтобы стать настоящим учеником, в первую очередь, необходимо осознать, что мы чего-то не знаем. Такое осознание ведет к смирению, простоте и вопрошанию.

В этом стихе выделяется 3 качества, которыми должен обладать ученик: o пранипатена - необходимо смиренно склониться перед духовным учителем. Гордость делает человека невосприимчивым и не позволяет ему учиться. Не заняв смиренного положения по отношению к гуру, ученик не сможет слушать. Следует думать следующим образом: "Я ничего не знаю об Абсолютной Истине. Я просто должен слушать своего духовного учителя (гуру)". Тот, кто думает, что знает всё, на самом деле не знает ничего. Итак, слушать нужно смиренно и с открытым сердцем. Также говорится o парипрашнена - размышлять над услышанным и смиренно задавать вопросы духовному учителю. И третье неотъемлемое качество ученика - севая - готовность служить духовному учителю, желая доставить ему радость. Служение гуру закрепляет отношения с ним и помогает нам стать смиреннее. Более того, к нам переходят качества тех, кому мы служим.

Ученик должен беспрекословно выполнять все указания духовного учителя и, отбросив гордыню, служить ему, не гнушаясь даже черной работой. Секрет успешной духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя истинного духовного учителя.

Пытливость и смирение - вот два качества одинаково необходимые для того, чтобы постичь духовную науку. До тех пор, пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя, наши вопросы к нему не принесут желаемого результата. Каждый должен пройти через проверку, устроенную духовным учителем, и, когда учитель убедится в искренности ученика, он обязательно благословит его и откроет ему истинное духовное знание.


Тому, кто следует истинному ачарье (духовному учителю), находящемуся в цепи ученической преемственности, открывается сокровенный смысл Бытия, и он обретает способность видеть всё в истинном свете. / Чхандогйа Упанишад (6.14.2)


Есть ещё один секрет, который надо обязательно понять. Скорость очищения, скорость приближения к собственному счастью, скорость избавления от страха смерти зависит от того, насколько мы уважаем духовное знание и его носителя. Чем больше уважение, тем быстрее приходит духовный результат. Да, простым напором в этом деле ничего не получится достичь. Необходимо понимание тонких законов, один из которых - это закон уважения, которое является необходимым условием для избавления от страха смерти.


Как проявляется уважение? Оно проявляется в умении задавать вопрос не с вызовом, а с благодарностью. Как только у меня это начнет получаться, с этого момента я состоялся как ученик, а значит, мой духовный путь начался. Осталось только найти квалифицированного духовного учителя и выяснить у него все тонкости духовной жизни.

«Шрила Прабхупада приводит пример : прежде чем писать на доске, она должна быть вытерта. Поэтому, когда мы предстаем перед духовным учителем, сначала мы должны "стереть" все наши предыдущие представления о том, что "правильно" и "неправильно". Так мы позволяем духовному учителю писать в наших сердцах.» (Е.С.Шрила Ниранджана Свами)

 

Также в этой связи хочется привести отрывок из лекции Е.С. Джаяпатаки Свами по "Шримад-Бхагаватам" 1.1.8. 

веттха твам саумйа тат сарвам таттватас тад-ануграхат
бруйух снигдхасйа шишйасйа гураво гухйам апй ута

И поскольку ты смирен, твои духовные учителя даровали тебе все блага, которые может получить послушный ученик. Поэтому ты способен раскрыть нам все, что они научно объяснили тебе.

КОMMЕНTАРИЙ: Секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы доставить удовлетворение духовному учителю, и таким образом можно получить его искренние благословения. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур воспел духовного учителя в своих знаменитых восьми строфах: «Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам моего духовного учителя. Доставить удовольствие Личности Бога можно, только удовлетворив своего духовного учителя. Если же он недоволен, ученик, идущий путем духовного осознания, терпит крах'. Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы ученик был послушным и безоговорочно подчинялся истинному духовному учителю. Шрила Сута Госвами как ученик удовлетворял всем этим требованиям, поэтому его сведущие, осознавшие себя духовные учителя, среди которых были Шрила Вйасадева и другие, сполна одарили его своей милостью. Mудрецы Наимишаранйи были уверены, что Шрила Сута Госвами - истинный духовный учитель, и потому жаждали услышать его. 


Самое главное служение Гуру – это слушать. Каждый искренний ученик должен каждый день слушать лекции Гуру. Если вы будете каждый день слушать лекции Гуру, вы поймете Его желания, Его наставления, Его миссию. Вы будете все знать. И ваше сердце приблизиться к сердцу Гуру. В конце концов, вы будете очень чутко чувствовать Вашего Духовного Учителя. / ШБ 3.16.20 от 02.01.2013

 

 

Лекция Его Святейшества Шрилы Джаяпатаки Свами Гуру Махараджа

Этот стих раскрывает некоторые секреты. Шрила Прабхупада говорит здесь, что секрет успеха в духовной жизни - в удовлетворении духовного учителя и получении его искренних благословений. Однажды в Маяпуре, в день ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (а тогда Шрила Прабхупада начал воплощать в жизнь Маяпурский проект, который включает строительство крупнейшего самого изумительного храма, а также духовного города) Шрила Прабхупада объяснял важность тиробхавы титхи духовного учителя. Он упомянул, как в прошлом Джаганнатха даса Бабаджи помог найти точное место рождения Господа Чайтаньи и как Бхактивинод Тхакур ходил от двери к двери, собирая пожертвования на строительство первого храма там. Таким же образом, Шрила Прабхупада отследил, как все ачарьи нашей ученической преемственности старались сделать что-то для развития Шридхамы Маяпура. Его духовный учитель, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также построил и дальше развил святое место рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Затем Шрила Прабхупада сказал: "Следуя их стопам, я также стараюсь что-то сделать…

Секрет успеха в удовлетворении предыдущих ачарий  


Далее он сказал, что очень благодарен своим последователям, которые помогают ему развивать святую дхаму Маяпур, чего так хотели предыдущие ачарьи. Затем голос Шрилы Прабхупады прервался - он не мог больше говорить. Слезы струились из его глаз. Через некоторое время он просто сказал всем повторять Харе Кришна. Так закончилась эта лекция.  

Несколько раз Шрила Прабхупада открывал нам, что его постоянное умонастроение - стараться удовлетворить предыдущих ачарий. Это не так, что ачарья считает себя новым главой и забывает о предшествующих ачарьях. Такое может происходить в системе маявады. Мы слышали, что по представлениям маявади, когда они становятся санньяси или гуру, они становятся Богом и могут делать все, что им заблагорассудиться. Гуру брахма, гуру вишну, гуру дево махешварах – мантра такого типа. Предшествующий ачарья уподабливается половику у входа - вы ставите ногу ему на голову и входите в нирвану или  брахмаджьоти. Но в нашей вайшнавской традиции мы персоналисты и всегда помним предшествующих ачарьев в ученической преемственности и стараемся увенчать наше сознание их желаниями.  

Господь Чайтанья Махапрабху показал это очень убедительно. Шридхара Свами, первый комментатор "Шримад-Бхагаватам", написал прекрасный, хотя может быть не самый обширный, комментарий к этому шедевру. (На самом деле, позже другие комментаторы расширили его). Господь Чайтанья Махапрабху не одобрял, когда кто-то не выказывал уважения изначальному комментатору. Когда один комментатор умалил положение комментария Шридхары Свами, Господь Чайтанья сказал: "Ты не верен своему свами". Он использовал игру слов, в которой слово свами имеет два значения: санньяси и муж. Сказать женщине, что она неверна мужу, косвенно означает назвать ее женщиной легкого нрава или даже распутницей. Господь Чайтанья был очень строг относительно этого. Он всегда выказывал уважение предшествующим ачарьям. Он принимал любой вклад, который они делали, сохранял его, приумножал, если мог, и развивал далее - не приуменьшая того, что они сделали, но со всем уважением и почтением к ним. Это правильно. Мы не пытаемся монополизировать достижения ачарьев - скорее, мы стараемся служить им и выполнить то, что они начертали. Они были бы более удовлетворены, если мы смогли бы далее расширить их планы. Не оскорбительно для Бхактивинода Тхакура, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур построил больший храм, чем он. Наоборот, насколько же большее удовлетворение чувствовал Бхактивинод Тхакур от того, что построен больший храм. Таким же образом, в ИСККОН, если нам удастся построить более славный и красивый храм для  Господа Чайтаньи Махапрабху в святой дхаме Маяпуре, определенно, это даст большое удовлетворение предыдущим ачарьям.  

Как-то некоторые проповедники в Маяпуре, современники Шрилы Прабхупады, намекали ему, что, если он построит больший храм, чем храм на месте рождения Господа Чайтаньи, то это не удовлетворит предшествующих ачарьев. Это все политические уловки.  

Однажды Шрила Прабхупада упомянул, что, если кто-то построит небоскреб в Маяпуре, то он уйдет в духовный мир. Как-то Шрилу Прабхупаду спросили: "Если бы нам удалось сделать так, чтобы Президент Соединенных Штатов Америки и король Великобритании присутствовали бы на открытии большого храма в Маяпуре, удовлетворило бы это предшествующих ачарьев? Шрила Прабхупада ответил: "Если бы ты смог это сделать, то Бхактивинод Тхакур пришел бы из духовного мира, взял бы тебя за руку и увел бы в духовный мир".  Таким образом Шрила Прабхупада открыл нам, что он всегда знал, чем были бы очень довольны предшествующие ачарьи. Он всегда хранил это осознание в сердце. В этом стихе, великие мудрецы прославляют Суту Госвами: "Ты послушен своим духовным учителям, поэтому они дали тебе все свои благословения". Несмиренные не хотят следовать тому, что говорили предшествующие ачарьи. Они хотят преподносить свои собственные идеи, как что-то исключительное или лучшее. Таким образом они на самом деле приносят беспокойство парампаре. Этим Прабхупада хотел сказать, что мудрецы Наимишараньи были уверены, что Шрила Сута Госвами - истинный духовный учитель, поэтому они очень хотели слушать его.  


Какими качествами нужно обладать, чтобы быть истинным духовным учителем?

Если ученик не покорен своему гуру, то как он может представлять его? Если ученик не смиренно обучается всему у своего гуру, то как же он может с верой представлять те же идеи? Как будет поддерживаться передача в парампаре? Посредством слушания и благословениями гуру, можно понять философию сознания Кришны и потом в свою очередь передать ее другим. Но если кто-то не слушает со смирением и продвигает собственные идеи, то тогда изначальное послание не может быть передано вниз. Оно искажается и становится отличным от изначального. Господь Чайтанья был против этого, и Он сказал этому великому пандиту: "Может быть ты и очень ученый, но поскольку ты пренебрег изначальным комментатором, ты отклонился от истины". Мы должны cохранить то, что они сделали и затем сверх этого мы можем что-то объяснить, но не за их счет, не преуменьшая значения их трудов, заслуг или качеств. Если мы стремимся преподнести себя как более разумных, чем предшествующие ачарьи, и представляем свои собственные идеи, которые противоречат тому, что говорили они, то каким образом мы можем быть истинными?  

В этом была проблема с отцом Суты Госвами, Ромахаршаной. Он также был чрезвычайно эрудированным, но так уж получилось, что он не уловил сути - из-за недостатка смирения. Когда вошел изначальный гуру, Господь Баларама, он должен был бы встать и выразить ему почтение. Приход Господа - это совсем необычная вещь. Вьясасана означает, что вы сидите на сидении Вьясадевы, представляете его. И когда входит сам Вьяса, определенно, вы встанете и выразите ему почтение. Если он говорит вам: "Садись и продолжай лекцию", вы сделаете это. В этом же случае, вошел Сам Баларама, но Ромахаршана думал: "Я сижу на этом почетном месте, поэтому никому не обязан выражать почтение". Похоже, что в этом образе мыслей что-то было неправильно, иначе зачем Господь Баларама подошел бы к  нему и освободил его жизненный воздух тоненькой травинкой? Нет сомнения в том, что Ромахаршана был великий пандит, в противном случае он не сидел бы перед всеми великими мудрецами. Но почему же тогда, его убрали с этого почетного места? Почему его "спустили"? Потому что он не предложил поклоны Господу Балараме, его вынудили лечь перед Господом Баларамой. Из этого мы можем понять, что, хотя, ученость важна, чтобы говорить о науке сознания Кришны, тем не менее, более важно быть смиренным по отношению к своему духовному учителю и быть верным посланию. Если же ваше послание отлично или вы говорите с пренебрежением: "Я знаю что-то, чему мой гуру не учил меня", то это не выказывает в человеке величия, скорее, это знак того, что, как и Ромахаршана, он не обладает необходимыми качествами.  

Великие мудрецы обдумывали ситуацию. Они только что лишились своего учителя, своего гуру. Они поняли, что Господь Баларама выбрал в ораторы Суту Госвами. И они размышляли, почему Суту Госвами посадили на вьясасану. Потому что он был смиренным и верным. Он обучился у своих духовных учителей и получил их благословения за свой кроткий, верный нрав. Он был послушным учеником. Есть разные типы учеников: ученики бросающие вызов, ученики, служащие гуру с мотивами и много других типов. Но послушный ученик заботиться о том, как удовлетворить своего духовного учителя. Это то, каким должен быть каждый ученик, следуя по стопам этого великого преданного.  

Прежде чем принять гуру, человек должен увериться, что это истинный гуру. Эта уверенность не должна основываться на каком-то чувстве, скорее на соответствии этого гуру реальному критерию истинного гуру. Многие уверенны, что кто-то является истинным гуру, потому что он может превратить свое изображение в пепел или материализовать расагулу из воздуха. Недавно в Маяпур приехал один известный иллюзионист. Он рассказал, как он разоблачил одну так называемую "аватару",  а на самом деле просто фокусника. Иллюзионист, притворившись простым несведущим в мастерстве фокуса, человеком, подошел к этой так называемой "аватаре" и спросил: "Мой господин,  я чувствую беспокойство, пожалуйста, благослови меня обрести умиротворение". Тогда так называемая "аватара" взмахнул рукой и дал ему расагулу. Увидев это, иллюзионист точно также взмахнул рукой и дал "аватаре" бутерброд. Он сказал: "Мы тоже можем делать это, но все же мы не обретаем мира. Пожалуйста, возьми этот бутерброд".  

Затем иллюзионист отвел его в сторону и сказал: "Зачем ты все это делаешь? Это же просто фокусы, но ты представляешь себя "аватарой". Я по крайней мере честно говорю, что я фокусник". 

"Пожалуйста, не сердись", - взмолился подложный Господь. "Не говори никому. Это просто мой религиозный труд. Люди вдохновляются. Не порть моей работы". 

Такое вот происходит. Люди верят в таких фокусников, потому что они могут показывать трюки. В этом случае нет даже и речи о парампаре или другом критерии, по которому определяют истинного гуру. Просто, поддаваясь какому-то чувству, люди принимают их за истинных учителей: "Да, он велик, он аватара". Чувства могут присутствовать, но они также должны основываться на наставлениях садху, гуру и шастр. Мудрецы знали, что Сута Госвами услышал ведическое знание от Шукадевы Госвами. Его благословил Вьясадева. Он был очень смиренен. Его благословил Господь Баларама. Поэтому они были уверены - "Да, он настоящий ученик".  


Каково первое качество гуру?

Шрила Прабхупада объясняет, что первое качество гуру - быть учеником. Никто не гуру, если он не ученик прежде всего. 

Когда Шрилу Прабхупаду спрашивали, в чем секрет его успеха, он также упоминал это: "Я просто стараюсь удовлетворить моего духовного учителя. Если я сделал что-то правильно, то это потому, что я старался слушать его очень внимательно". Слушая, человек может повторить. Если вы не слушаете, то как же вы можете повторить? Как вы можете объяснить?  

Шрила Прабхупада был очень хорошим слушателем. Он также упоминал, как он всегда оставался послушать Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Однажды преданные отправились на парикраму по Навадвипе. Они посещали много святых мест и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур путешествовал вместе с ними. Одно место было чуть в стороне от проторенной дороги и преданным был дан выбор: либо идти повидать это место и вернуться на следующий день либо остаться в лагере послушать лекцию Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шрила Прабхупада думал, что послушать гуру более важно, чем просто пойти и увидеть какое-то святое место. Поэтому он остался послушать Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура.

В другой раз Шрила Прабхупада слушал Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура и кто-то подошел к Шриле Прабхупаде и начал постукивать его по плечу, пытаясь обратить на себя его внимание, но Шрила Прабхупада игнорировал это и продолжал слушать каждое слово Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. А тот человек все продолжал постукивать, желая сказать что-то. В конце концов уступив этому постукиванию, Шрила Прабхупада обернулся к этому человеку и сказал: "В чем дело?". В этот же миг Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур вскричал: "Почему бы тебе не выйти сюди и не продолжить говорить вместо меня?" Сразу же Шрила Прабхупада вновь сосредоточился на лекции, после чего он почувствовал, что получил особое благословение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – просто одним этим маленьким эпизодом. Если слушание Шрилы Прабхупады было настолько важно для Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то это подтверждало ощущение Шрилы Прабхупады, что его духовный учитель говорил непосредственно для него.

Как бы там ни было, это наказание он почувствовал благословением. 

 

 


  

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он - Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель истинный представитель Кришны, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.

йасйа прасадад бхагавад-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я всегда должен помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день я должен склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя. 

 


 

 

Вернуться в раздел «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА УЧЕНИКА»

Читать еще интересные статьи о духовном учителе : 

 

 

 

Сейчас 75 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Как стать хорошим учеником?. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator